Ученый ДВО РАН по полочкам разложил причины нападения тигров на людей и предложил пути решения

Накануне нападения тигра на человека по Уссурийском ученый подробно разобрал сложившуюся структуру взаимоотношений человек-тигр 

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia

Директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов в своем телеграм-канале дал подробный “расклад” текущих взаимоотношений тигра с человеком. Примечательно, что его подробный разбор был опубликован за три дня до очередного громкого нападения тигра на человека под Уссурийском. Что рассказал ученый о конфликте человека с хищником и возможных путях его разрешения — в публикации ИА PrimaMedia.

В своем развернутом комментарии на эту тему Павел Крестов указал на прямую связь между числом контактов тигра с человеком и размером популяции хищника: “чем больше численность тигра, тем чаще будут возникать конфликты”.

“Детальный анализ (Николаев) причин нападений тигра на человека с 1970 по 2010 годы по разным данным показал, что в 34,1 % случаев нападения было спровоцировано выстрелом в тигра и его ранением, в 17 % случаев нападение не было спровоцировано, но тигр имел давнее огнестрельное ранение, в 12,2 % случаев тигр преследовал ранившего его человека, в 12,2 % случаев — при случайном подходе человека на близкое расстояние, в 9,8 % случаев — при преследовании тигра с целью отстрела, в 7,4 % случаев — на охоте с использованием собак, в 4,9 % случаев — при приближении к тигру, остановленному собаками, и в 2,4 % случаев — при подходе к тигру у его добычи. В 2023 году впервые зафиксировано нападение тигра на людей, находящихся внутри зимовья, но данный случай на текущий момент не расследован. Большая часть конфликтов (68 %) случается в период охотничьего сезона в зимнее время”, — прокомментировал ученый. 

Он подчеркнул, что посещение тиграми населенных пунктов на протяжении всего периода заселения юга Дальнего Востока русскими случалось регулярно, а первые случаи описаны В.К. Арсеньевым еще в начале 20-го века.

Павел Крестов при этом напоминает: при любых условиях любой хищник выбирает более доступную жертву.

Ученый привел ключевые факторы конфликтности в отношениях человек-тигр и подчеркнул, что “в настоящее время  в отношениях тигром с людьми возникла новая ситуация, опыта разрешения которой нет: при существующем населении региона и возрастающем уровне давления на природные экосистемы численность популяции тигра в 750 особей не было во всей русской истории региона”.

Первым фактором конфликтности Павел Крестов назвал местообитания тигров — сохранение всего биома Уссурийской тайги необходимо для устойчивого существования популяции тигра.

В настоящее время с Федеральной целевой программой “Сохранение амурского тигра” фактически в конфликте находятся ряд программ по экономическому освоению Дальнего Востока, в частности, — с программами по развитию лесного комплекса, основанными на эксплуатации лесных ресурсов естественных экосистем.

Возможные пути решения:

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

1) переформатирование лесного хозяйства Дальнего Востока от эксплуатации естественных экосистем на плантационное лесное хозяйство;

2) максимально возможное разделение мест проживания и хозяйственной деятельности населения и местообитаний тигра и леопарда;

3) снижение фактора беспокойства и мероприятия по повышению стабилизации кормовых территорий;

4) создание в пределах сохранившейся и имеющей потенциал к восстановлению части биома Уссурийской тайги крупного национального парка, базирующегося на структуре существующей в пределах биома сети особо охраняемых природных территорий.

Сохранение местообитаний в приемлемом для тигров состоянии — это основа мероприятий по минимизации конфликтов между тигром и человеком”.

Вторым фактором Павел Крестов называет кормовую базу тигра.

“Необходима изоляция диких животных, составляющих кормовую базу тигра, от домашних животных, так как любые их контакты существенно влияют на распространение болезней, приводящих к эпидемиям. Необходима организация мониторинга патогенных организмов, особенно новых для региона, которые активно расселяются на Дальнем Востоке в связи с климатическими изменениями. Необходимо введение жесткого санитарного контроля в существующих и вновь создаваемых на Дальнем Востоке животноводческих комплексах, включая усиление контроля утилизации продуктов жизнедеятельности домашних животных и полное исключение их попадания в естественную среду”, — комментирует ученый. 

Третий фактор — изменение поведенческих реакций тигров.

“Одним из факторов, составляющих экологическую нишу тигров, является его реакция на человека: насколько серьезной опасностью человек воспринимается тигром, и с чем ассоциируется опасность человека у хищника. Изменения восприятия человека хищником определяет допустимую дистанцию и поведенческую реакцию при встрече с человеком (бегство, любопытство, ассоциации с добычей). В настоящее время исследования поведенческих реакций тигра на человека не ведутся, и их необходимо инициировать, поскольку государственная политика последних двадцати лет в области сохранения тигра была, действительно, эффективной, и факторы, определяющие поведенческую реакцию (выстрелы в сторону тигра, преследование тигра, отлов и пр.) изменились. На основе исследований могут быть разработаны: алгоритм, позволяющий избежать нападения тигра на человека в разных условиях; технические средства индивидуальной защиты; технические средства отпугивания хищника”, — говорится в сообщении Павла Крестова.

В заключении директор Ботанического сада отметил, что мероприятия по снижению конфликтности между тигром и человеком —  хорошо обоснованы, продуманы и достигают цели. 

“В то же время важно понимать, что существование амурского тигра на российском Дальнем Востоке немыслимо без сохранения среды его обитания, которой является Уссурийская тайга — уникальный по сложности, разнообразию и сохранности в мировом масштабе анклав биома умеренных листопадных и смешанных широколиственных лесов”, — заключил ученый. 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.